Одним из аргументов в пользу получения высшего образования, люди иногда называют тот факт, будто мозг образованного человека стареет медленнее. Нередко в подтверждение этому приводят в пример профессоров, работающих в университетах до глубочайшей старости.

Увы, большинство исследований подтверждающих этот факт, оценивают состояние мозга одномоментно.
- При этом вне поля зрения остается множество факторов, так же оказывающих воздействие на головной мозг, однако обычно они статистически отфильтровываются.
- Само старение оценивается по критериям памяти и когнитивных функций. То есть если человек в возрасте рассуждает активнее своих сверстников, значит его мозг менее подвержен старению. Верно ли это? Возможно, но не дает 100% уверенности.
Известно, что одним из признаков старения мозга является атрофия его тканей, то есть уменьшение объема. Сотрудники Университета Осло, Университета Умео и некоторых других европейских центров решили изучить старение мозга людей именно по этому параметру.
В 11-летнем эксперименте приняли участие более 2000 человек в возрасте от 29 до 91 года. Суть эксперимента была очень проста: на протяжении всего времени ученые периодически делали испытуемым сканирование в аппарате МРТ, собирая таким образом статистические данные об изменениях в их мозге.
Таким образом ученые попытались найти связь между образованием и объемом мозга. Частично такая корреляция просматривалась, однако неясно, что было первостепенно: бо́льший объем мозга, который и помог получить образование или образование, которое увеличило объем мозга. Кроме того, такая взаимосвязь была очень слабой.
Самое главное, что по результатам исследования было установлено, что мозг образованных людей терял свой объем с той же скоростью, что и все остальные. Выходит, мозг и тех и тех стареет одинаково.
Как же быть с результатами тех исследований, которые показали взаимосвязь образования и замедления старения? Очень просто: скорее всего причина нахождения взаимосвязи кроется в том, что «образованный» мозг лучше оперирует знаниями, нежели «обычный», отлично работая с оставшимися ресурсами усыхающего мозга. Опять же, мы не можем знать, что было первостепенно, образование, или способность оперировать знаниями, которая и послужила основанием для получения высшего образования.
При этом не стоит забывать, что профилактикой развития деменции и прочих умственных расстройств является постоянная мозговая деятельность. Если же когда-то полученное образование останется без применения, то и в продлении активности мозга оно роли не сыграет.
Интенсивная умственная деятельность независимо от уровня образования стимулирует мозг, однако никак не противостоит его старению.