К мировой славе и известности можно прийти двумя путями. Кто-то долго-долго не может заскочить в вагон славы, и идёт к пьедесталу долгими годами оттачивая своё мастерство, шлифуя технологию, ища себя в бесконечных экспериментах. А кто-то заскакивает в экспресс известности буквально на ходу, сделав только один-два неуверенных шага.
Марта Клоновска относится ко второй категории. Мировое признание и успех пришли к ней практически сразу. Она разработала авторскую технологию, как бы грубо это не звучало, соединения несоединимого посредством впихания в невпихуемое.
Один из известнейших европейских скульпторов по стеклу Марта Клоновски родилась в Варшаве в 1964 году. С самого начала девочку интересовало чистое искусство, живопись. Она училась в Академии художественных искусств на бакалавра, успешно окончила магистратуру по направлению современное искусство и скульптура. После чего устроилась в мастерскую одного из известнейших скульпторов того времени А.Р. Пенка. Под его руководством она сделала свою первую работу, соединив стекло от разбитых бутылок, каркас из металлических трубок и сетку-рабицу.
Для первой выставки была выбрана галерея во Вроцлаве. Критик галереи придирчиво осмотрел представленную на его суд скульптуру и выдал свой вердикт:
— Что-то в этом есть, мадам, что-то есть.
-И каково ваше решение?
-Вы движетесь в правильном направлении. Но, к сожалению этот уровень недостаточен для того, чтобы работу взяли в нашу галерею. Пока нет. Попробуйте увеличить количество деталей.
Отказ расстроил, но было ясно, что избранное направление верно. Марта решила увеличить количество осколков и крепить их не плашмя, а вертикально. Ровно через год в той же самой галере, тот же критик смотрел на собаку из стекла и на его лице читался всего лишь один вопрос:
-Как это сделано?
На самом деле все делается очень просто: из профильной трубы 20*20 мм. сваривается каркас будущей скульптуры, внутри он заполняется проволокой, после чего всё обматывается мелкоячеистой металлической сеткой.
На металлическую сетку из тубы выдавливается прозрачный силикон, в толстый слой которого вертикально, часто-часто вставляют тонкие полоски прозрачного или разноцветного стекла.
После месяца или даже двух из рук скульптора выходит очередной шедевр. Марта не берёт идеи для своих скульптур с потолка. Подходящие изображения берутся с картин известных художников, гравюр, литографий. За 17 лет непрерывной работы Марта Клоновски создала более 10 собак, на изготовление которых было потрачено более 2.000.000 осколков стекла.
Первая же её выставка произвела фурор. Никто до неё даже подумать не мог о таком применении стекла. Естественно, как первопроходец, Марта собрала сливки сливок и взошла на пьедестал современного искусства. Сегодня она живёт и работает в Дюссельдорфе.
Кроме собак из рук скульптора выходят обезьяны, рыбы, рыси. И с каждым годом работы становятся всё изящнее и изящнее, а количество осколков всё больше и больше. Над своей последней работой, лемуром, Марта трудилась более трёх месяцев, а количество полосок стекла превысило пять тысяч.
Предвидя высказывания некоторых «диванных ценителей красоты», скажу, что работы Марты Клоновска — искусство в чистом виде, чистое эстетическое удовольствие. Это не вешалки, не витражи, не панно или картины, закрывающие дырку в стене, это искусство ради искусства.
Есть ли смысл в таком искусстве? Если работы мастера востребованы, а их продано несколько сотен, и стоят они во всех ведущих музеях современного искусства, если они что-то трогаю в душе смотрящего на них, то, несомненно, есть!
Мы также есть во ВКонтакте, в Одноклассниках.