Если внимательно посмотреть на карту Башкирии и Челябинской области, то внимательный наблюдатель может получить когнитивный диссонанс.
И есть от чего.
Дело в том, что на территории Челябинской области во множестве разбросаны такие населенные пункты как Коелга, Яраткулова, Туктубаево, Илимбетова, Муслюмово. Зато когда заезжаешь в Башкирию (со стороны Белорецка), читаешь названия: Благовещенка, Валентиновка, Балтика, Кабаково и т.д.
Каждый год мы едем в эти края с одной единственной целью — купить вкусного, ничем не разбавленного, абсолютно экологически чистого мёда у одного и того же пасечника — Михалыча. В округе только деревни, нет ни одного карьера, ни одного завода, ни одного загрязняющего природу производства.
(Ответственно заявляю, его мёд один из лучших. Лучший мёд я пробовал только в одном месте, но оно так далеко от нас, что ехать ради двух трёхлитровок мёда в филейную часть мира ну совсем-совсем не хочется. Иногда мы бываем там, когда едем в Соль-Илецк. Если интересно, напишите в комментариях, укажу место).
А тут, представьте: горы, чистейшие реки, красивейшие луга и в этой сельской пасторали то тут, то там разбросаны небольшие и очень уютные деревеньки: Ефремкино, Белое озеро, Рязановка, Михайловка, Фроловка и т.д.
Население же этих деревень по национальной принадлежности на 90% состоит из белорусов. Их насчитывается 15 тысяч человек (почти 16).
В источниках говорится, что Белорусы были массово переселены в эти места в период Великой отечественной войны. На самом деле это не совсем так. Первые украинцы и белорусы появились в Башкирии ещё при Петре Аркадьевиче Столыпине. В то время территория Белой Руси была очень перенаселена, а царское правительство, не долго думая, решило: башкиры бузят, слушаются нас плохо, земли много, а людей мало, давайте-ка им подкинем пару-тройку тысяч славян под бок.
Так и сделали.
Часть крестьян поселили на государственных землях, часть земли выкупили у башкир. Вернее им сделали предложение, от которого башкиры не могли отказаться: продайте землю иначе будет большой а-та-та и солдат нагоним.
Деваться некуда, продали.
И к концу 1910-х годов в Башкирии уже крепко обосновалось более 10 тысяч белорусов (в основном из Могилёва и Минска). До кучи подкинули ещё пару тысяч латышей, украинцев (Одесса) и русских (из Рязани).
Вторая волна белорусов, как вы уже поняли, пошла в Башкирию во время Великой Отечественной. Правительство подумало: ну раз там и так живёт порядком славян, давайте подкинем ещё немного, в тесноте, да не в обиде. На конец войны их было 22 тысячи. В первую послевоенную пятилетку на родину вернулось около 4 тысяч человек, остальные решили осесть. Построили традиционные усадьбы и хутора, с большими домами (хатами), банями (лазнями), свинарниками (хлеу), сараями для зерна (клунями).
Осели, жили, живут и сейчас, сохранив многие традиционные черты хозяйства. Пашут землю, выращивают рожь и пшеницу, овёс и ячмень, картофель и гречу. Активно занимаются бондарством, плетут мебель и корзины из лозы. А какой, повторюсь, там мёд! Проезжая мимо деревень постоянно натыкаешься то на одну, то на другую пасеку.
Теперь о грустном.
Население «белорусских» деревень сокращается. Старики уходят. За последние 15 лет из 18 тысяч осталось 15,6 тыс. Многие культурные традиции забываются, даже традиционные белорусские свадьбы (вяселле) с костюмами, национальными танцами и плясками исчезли. И это печально.
Теперь о хорошем.
В этом районе в последнее время активно развивается туризм, чему способствуют сплавы по рекам Лемеза и Инзер. Места красивые, многим западают в душу. Кроме того, активно распространяется идея родовых поместий и на территории района таких родовых поселений несколько. Городская молодежь приезжает, чтобы построить свое гнездо.
И это, здорово!